3 "группа"
К трем годам масса тела ребенка составляет
от 13,1 до 16,9 кг, рост — 91—99 см. Ребенок становится более
самостоятельным, движения его более координированными.
Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для
полноценного развития всех систем и функций, чувственного
познания окружающего мира. Однако параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения
ими разными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками,
лазаньем, метанием) индивидуальны. Важным для здоровья
ребенка является гармоническое соотношение показателей
физического развития: роста, веса, окружности груди, двигательной активности. Ребенок стремится быть относительно независимым, он хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается
от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то
это может привести к возникновению упрямства, негативизма,
желанию делать все наперекор требованиям взрослого.
На третьем году жизни у воспитанника зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение,
желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого.
Собственные достижения должны быть продемонстрированы
взрослому, без одобрения которого они не представляют для
ребенка особой значимости. Взрослые, умело регулирующие
свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность,
этими действиями помогают гармоничному становлению личности воспитанника.
У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает
эпизодически вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем — игровых. Возникают первые симпатии:
ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает,
если того нет в группе. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка — появляются новые падежные окончания, будущее время глагола,
чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью
дает воспитаннику возможность использовать ее не только для
обозначения предметов окружающей действительности, но и для
выражения своих потребностей.